Action / FPS

 F.E.A.R. 3

"Деревня проклятых", "Хэллоуин", "Нечто"... Эти киноленты вне всякого сомнения должны занимать почетное место в видеотеке настоящего ценителя хорроров. Все они вышли из-под пера известного сценариста Джона Карпентера. Когда издатели с Warner Bros. Interactive Entertainment решили пригласить вышеупомянутого метра для разработки новой F.E.A.R. 3, в сердцах фанатов серии вспыхнул огонек надежды. После феерического старта и с выходом Project Origin франшиза существенно сдала свои позиции. Триквелу было суждено исправить ситуацию. Целесообразно ли в этом случае менять разработчиков? К счастью, ребята из Day 1 Studios знакомы с серией не понаслышке, так как занимались портированием оригинала на консоли. Не отразилась ли на качестве проекта нехватка опыта у девелоперов? Как сумел проявить себя Карпентер в игровом жанре? Ответы на эти и другие вопросы – стоит поискать ниже. 


Предыдущие разработчики из Monolith без угрызений совести относились к сюжету по остаточному принципу. Подобной позиции придерживаются и нынешние созидатели. Хотя по сравнению со второй частью прогресс ощутимый. Сценарий трудно назвать интересным. Радует только отсутствие сумбура и неопределенности, которые присущи сиквелу. Предстояла главная задача творческой группы во главе с Карпенетером – сделать игру по-настоящему страшной. Однако теперь можно с уверенностью сказать, что с выполнением поставленной задачи они успешно... провалились. Девелоперы изо всех сил пытаются напугать нас. Таинственные видения, безумные галлюцинации, внезапные появления окровавленной Альмы. Подобные моменты эффектно дополняют атмосферу, однако им не по силам заставить геймера прочувствовать на полную силу некомфортность и жуткость обстановки. Ролики, над которыми непосредственно работала команда маэстро Карпентера, выполнены чрезвычайно качественно. Весьма впечатляющие, интересные, продуманные до мелочей. Единственная проблема состоит в том, что за событиями игроку приходится наблюдать со стороны – в полной безопасности. Нет яркого ощущения от непосредственного пребывания в гуще событий.

FEAR 3 рассказывает историю о двух старых наших знакомых. Добряк Оперативник, он же Pointman, и мерзавец Пакстон Феттел – непримиримые между собой братья, оказавшиеся по разные стороны баррикад. По велению судьбы они объединились для поисков матери Альмы, которая между тем ждет третьего ребенка. Типичный аргентинский сериал в антураже хоррора. Сюжет до невозможности банален.

Кто лучше сможет оказать помощь в трудную минуту, если не родной брат? Игра начинается с эпизода освобождения Оперативника из тюрьмы "Армахемы". Прежде всего, в глаза бросается частично видоизмененный художественный стиль. Даже тюремные коридоры теперь на порядок ярче тусклых локаций предшественницы. В некоторых местах на обе ноги хромает детализация уровней. Цветовая гамма достаточно скуповата – преобладают серые оттенки. В технологическом плане проект откровенно посредственный. Графику хотя и не назовешь устаревшей, но уже постепенно пробиваются седые волосы. Поддержка DirectX 11 добавлена исключительно ради галочки.

Главная геймплейная особенность триквела заключается в возможности сыграть за Пакстона Феттела. Де-юре он призрак, однако, постоять за себя сможет лучше большинства живых. Оружие? Slo-mo? Наш антигерой предпочитает более изощренные способы убийства. Например, телекинез и телепатию. С помощью первой сверхспособности протагонист силой мысли отбрасывает соперников на небольшие расстояния, поднимает их вверх над землей. Также есть собственно боевые чары – красные сгустки магии, наносящие врагам немалый ущерб. Если у Пакстона полностью заполнен специальный индикатор, он на определенное время может завладеть сознанием одного из оппонентов. В этом случае действие возвращается в привычное "шутерное" русло. Быть Пакстоном – интересно и нестандартно. Вдобавок, еще один маленький нюанс. Возможность оказаться в шкуре Феттела игрок получает исключительно после прохождения миссии Поинтменом.
Принцип игры за Оперативника практически не претерпел изменений. По прежнему стрельба сопровождается жизненно необходимой потребностью в замедлении времени. Чтобы помочь геймерам в борьбе с нечистью, Day 1 Studios ввела систему укрытий. На практике этот откровенно консольный элемент выглядит весьма неуместно. Дизайн уровней предусматривает десятки путей и маршрутов. Засесть у стены и систематично обезвреживать соперников – не получится. В F.3.A.R. отдыхать всегда было некогда. Перевести дыхание в триквеле – еще более проблематично. Разработчики существенно нарастили игровой темп. Поначалу проект скорее напоминает "мясорубку" а-ля Modern Warfare 2, чем творения Monolith. Частично разнообразят игровой процесс прогулки на мехах и в экзоскелетах. Весомое место в геймплее занимает система прокачки персонажа. За выполнение второстепенных задач, например, "убить 50 оппонентов подряд", игрок получает специальные бонусы. Вроде, ускоренной регенерации здоровья, более продолжительного режима slo-mo и тому подобного.

Визитной карточкой серии и настоящим ее достижением по праву считается первоклассный искусственный интеллект. Нынешние девелоперы не опустили высоко поставленную планку, однако поднять ее тоже не смогли. Шесть лет прошло со времени выхода оригинала. Неудивительно, что теперь AI уже не вызывает предыдущего восхищения. Тем не менее, прохождение отнюдь не стало легче. Враги искусно прячутся, постоянно ищут обходные пути, с упорством продолжают свои попытки окружить главного героя.

Одиночную кампанию F3AR 3 образцовой не назовешь. Сомнительных моментов здесь вполне достаточно. Если ко всем вышеупомянутым минусам сингла прибавить его сравнительно малую продолжительность, картина окажется плачевной. Однако не стоит спешить расстраиваться и списывать триквел со счетов. Day 1 Studios совершенно неожиданно сделала ставку на мультиплеер.

"Кооперативное противостояние" – таким инновационным термином разработчики описывают один из самых интересных режимов. Создатели третьей части решились слегка переосмыслить привычное представление о совместном прохождении. Вместе с тем игра поднимает извечный вопрос братьев – кого родители любят больше? Оперативник и Пакстон Феттел сражаются за благосклонность Альмы. В конце каждой миссии протагонисты получают определенное количество баллов. Самое интересное, что дело вовсе не в очках. Победитель и побежденный сюжетно имеют различные концовки. Не сложно догадаться, кому выпадет оптимистичный финал. Драйв и адреналин, которыми пропитан кооператив, заставляют забыть обо всем на свете, и уж тем более о недостатках.

Другие виды сетевой игры также не заставят соскучиться. "Fu**ing Run" – группе геймеров приходится бежать от настоящей "стены смерти" – десятка чудовищ, которых послала Альма. "Contractions" – выжить после n-ого нашествия монстров. "Soul Survior" – цель "проклятого" игрока заразить других. "Soul King" – своеобразная гонка между геймерами-призраками. Побеждает тот, кто больше всего соберет душ противников.

F.E.A.R. 3 хотя и лучше Project Origin, однако до оригинальной части ей далековато. На фоне современных шутеров проект, если и отстает, то минимально. В плане технологичности творению Day 1 Studios не по плечу тягаться с Crysis 2. К Call of Duty и Battlefield – вообще как до небес. Слабенькая графика, невнятный сингл... К счастью эти огрехи частично компенсирует отличный мультиплеер. Стоит надеяться, что наступят времена, когда F3AR снова окажется на пьедестале. Пока серия вынуждена довольствоваться скромным местом под солнцем.